Как мы учим детей, что женщины — лгуньи

Перевод для сообщества BodyPositive. Пруфлинки на каждый из описанных эпизодов (на английском языке) вы найдете в оригинале статьи Soraya Chemaly. В то же время, можно без труда припомнить аналогичные примеры из России и стран бСССР.


Женщины — лгуньи, им нельзя доверять. Такие сообщения в нашей культуре транслируются со всех сторон — телевидением и музыкальной индустрией, политикой и религией, говорит писательница Сорайя Чемали.

Осторожно, триггеры: сексуальное насилие

В 2013 году во Франции один мужчина был арестован за изнасилование свой дочери. Она обратилась к консультанту в школе, а затем в полицию, но те потребовали «веские доказательства». Тогда она сделала видеозапись своего следующего изнасилования. В конце концов, отец был арестован. Его адвокат объяснил: «У него был сложный период: он был без работы и в процессе развода. Он настаивает, что эти эпизоды имели место не более трех-четырех месяцев. Дочь говорит иное. Но все должны думать, прежде чем говорить». Потому что, если девочка обращалась за помощью, дала показания, нашла в себе смелость установить камеру и заснять, как отец насилует её, нельзя же просто взять и поверить ей, не так ли?
Все знают это. Даже дети.

Несколько лет назад я стала невольной свидетельницей разговора, происходившего на заднем сиденье моей машины. 14-летняя девочка очень злилась из-за того, что родители запретили ей возвращаться домой в одиночку — только потому, что одна девочка из их района «утверждает, что ее изнасиловали». Когда я спросила, если ли поводы сомневаться в том, что история неправдива, она ответила: «Девушки всё время врут про изнасилования».
Она не была знакома с той девочкой, но предполагала, что она врет.

Еще один случай в машине. 13-летняя школьница отказывается верить в то, что новоизбранный Папа Римский в его 12 лет написал любовное письмо соседской девочке. Она настаивала, что «та женщина в новостях» очевидно врет, потому что Папа Римский, даже ребенком, не писал бы такие письма.

В обоих случаях я, к великому сожалению моих детей, останавливала машину, чтобы обернуться и спросить девочек, почему они так уверены, что словам женщины верить нельзя. Мы говорили об их предположениях, о том, кому можно доверять, о двойных стандартах в отношении секса и о том, как в культуре изображают женщин. Веселье с мамой.

Женщинам не доверяют. Опрос студентов колледжа показал: они считают, что женщины лгут, обвиняя кого-то в изнасиловании в 50% случаев. Хотя многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что количество недостоверных сообщений об изнасилованиях не превышает 2-8%, что совпадает с аналогичной статистикой по другим видам преступлений.

В 2003 году, например, люди называли Филадельфийский отдел по борьбе с сексуальным насилием (ха ха ха) «отделом лживых шлюх». Если 11-летняя девочка сообщает взрослым, что её отец разместил на популярном сайте объявление для поиска кого-то, кто бы избил и изнасиловал её, пока он смотрит — что недавно на самом деле произошло — какой будет реакция? Ей тоже придется записывать это на видео, чтобы доказать свои слова?

Вообще-то проблема распространяется далеко за пределы темы сексуального насилия, но оно — простой и очень распространенный пример мифа о том, что «женщины рождены, чтобы врать». Вопрос, заслуживают ли женщины доверия, поднимается на рабочих местах, в суде, в правоохранительной системе, на приеме у врача, в политике. Женщинам не доверяют руководящие посты, кресла первых пилотов — или просто рабочие места.
В Пакистане женщине, пережившей изнасилование, все еще необходимо предоставить свидетельства четырех мужчин о том, что она действительно была изнасилована — либо подвергнуться наказанию за супружескую неверность.
Опрос руководителей в США показал, что в большинстве случаев они не доверяют женщинам, запрашивающим гибкий график работы. Примечательно, однако, что женщинам доверяют выполнять самую недооцененную, но принципиально важную для экономики работу — быть матерями.

Итак, как же именно мы учим детей, что женщины лгут и что женщины не могут быть настолько правдивыми, компетентными и заслуживающими доверия, как мужчины? Конечно, мало кто прямо так и говорит: «Девочки и женщины все время лгут, ребята, такими уж их создал Господь Бог».

Легко найти примеры того, как женщин и девочек повседневно, буднично представляют как лгуний и предательниц в развлекательном контексте. Вспомните, например, телесериалы «Милые обманщицы», «Сплетница», «Не верь сучке из квартиры 23», «Коварные горничные» и, конечно, «Американская история ужасов: Шабаш», ведь зло в образе женщины-змеи — это основа основ.

Нас начинают учить этому рано. Возьмите, например, популярный детский мультфильм «Подводная братва», в котором была привязчивая песенка «Охотница за деньгами» — о жадной, корыстной, вороватой женщине-интриганке.
В любом музыкальном жанре вы легко найдете песни, продвигающие те же идеи. И в кино. Обратите внимание, что большинство неблагонадежных, психически нестабильных персонажей в кино — женские. На фильмы нуар, в которых женщина-манипуляторка — это практически жанрообразующий признак. На тот факт, что в большинстве фильмов не будет даже двух женских персонажек, наделенных именем и разговаривающих не о мужчинах.
Есть множество хип-хоп песен, переходящих все границы и напичканных мизогинией, но люди почему то считают эти проявления ненависти чем-то маргинальным, находящимся вне мейнстрима. Хотя на самом деле это примерно те же яйца, только в профиль.

Но поп-культура и искусство — это только вишенка на огромном торте.
США — одна из самых религиозных стран в индустриальном мире. Так что, пока одни люди заламывают руки над текстами хип-хоп песен, другим приходится как-то объяснять своим дочерям, почему они не могут стать священницами.

Немного цитат:
«Из всех диких зверей не найти никого опаснее женщины» — Иоанн Златоуст.
«То, чего она не может получить, она стремится добыть ложью и дьявольским обманом. Нужно быть настороже с каждой женщиной как с ядовитой змеей и рогатым дьяволом» — Св. Андрей Великий.
«Женщины созданы быть либо женами, либо проститутками» — Мартин Лютер.
«Я не вижу, какую пользу может женщина принести человеку, кроме функции деторождения» — Августин Блаженный

Конечно, большинство религиозных лидеров не ходят, выкрикивая оскорбления в адрес женщин, но многие, очень многие люди рутинно и повседневно, по традиции и без критического осмысления преподносят детям религиозные тексты, мизогиничные в основе своей.
Представления о женщинах, доверии, легитимности, авторитетности и — особенно — католическом и евангелическом «священстве» имеют большое значение и глубоко укоренены в религиозной мысли и философии. И эти представления тянутся через века.

Тертуллиан: «Женщины — врата дьявола»
Фома Аквинский: «Что касается индивидуального характера, женщины неисправимы и фальшивы»,
Св. Климент Александрийский: «Каждой женщине должно быть стыдно за то, что она женщина… осознание своей природы должно вызывать в них стыд»,
Св. Иоанн Златоуст: «Женщины слабы и ветрены. Что женщина, если не враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, природное искушение, бытовая опасность, восхитительное несчастье, ошибка природы, раскрашенная в красивые цвета?»,
Св. Иероним: «Женщина — корень всего зла».
Не забудем про Оригена, одного из величайших христианских мыслителей, который кастрировал себя и считал, что женщины хуже зверей.

Почему я столько внимания уделяю этим затхлым, давно умершим теологам и философам? Их убеждения живут и процветают, выходят далеко за пределы религии и распространяются на домашнюю работу, трудовую дискриминацию, сексизм на рабочем месте и т.д.
Каждый раз, когда девочку не допускают прислуживать у алтаря или играть в игру, или одеваться как ей нравится, каждый раз, когда она вынуждена записывать на видео свое изнасилование, это происходит потому, что ей — в конечном итоге — нельзя верить. Контролировать её — одежду, волю, физическую свободу, репутацию — это мужская привилегия.

Традиционные авраамические религии не могут избавиться от идеи, что мы, женщины, должны платить за свой грех пожизненными страданиями и подчиняться мужчинам, чтобы своей иррациональностью и неконтролируемыми желаниями не принесли в мир еще больше зла.
Пока религиозная иерархия не откажется от закрепленных в теологических текстах убеждений и практик, в Конгрессе США будут наследники тех древних мужей и выступать со своими несправедливыми мнениями о женском здоровье и женских жизнях.
Особенно о жизни женщин в политике.
Кого-то удивило, что Рик Санторум, участвуя в выборах, заявил: женщина не может быть президентом США, потому что это против Божьей воли? А как насчет «комментатора новостей», который считает, что у женщин не должно быть права голоса? Кандидата в Сенат, который считает изнасилование подарком от Бога? Или сенатора, кандидата в президенты, считающего, что это просто еще один способ зачатия? Или врача, который думает, что женщина, сделавшая аборт, заслуживает смерти? Как вам мнение кандидата в вице-губернаторы штата Вирджиния, который считает пороки развития плода наказанием за грехи родителей (читай — матерей)? Если женщина умирает, рожая детей, что с того — для этого они и созданы.

Даже если мы принципиально не станем обсуждать степень, в которой религиозные убеждения законодателей влияют на принимаемые ими политические решения, очевидно, что такое влияние есть.

Настойчивое убеждение в том, что женщины — не заслуживающие доверия врушки, распылено по нашей культуре. Источников этой идеи очень много. Она заполняет буквально все уголки нашей жизни.
Очень грустно и тревожно от того, что дети так быстро и просто учатся не доверять женщинам. Требование равенства полов прямо противоречит историям, которые мы им рассказываем. Оно предполагает критику социальных институтов, которые мы поддерживаем по традиции, привычке или из-за ностальгии. Оно заставляет покинуть места молитвы, отказаться от покупки билетов на определенные фильмы, отложить многие книги, перестать слушать кое-какую музыку, вежливо не соглашаться с друзьями и семьей за обеденным столом. Это не просто. Но, по сути, что нам еще остается?