Что происходит с женщинами, которые сняли свой первый фильм?

Мой перевод текста Лесли Линки Глаттер* из журнала The Hollywood Reporter

Лесли Линка Глаттер - женщина-режиссер
На фото: Лесли Линка Глаттер

Я была режиссеркой и исполнительной продюсеркой четвертого сезона сериала «Родина», в котором показаны одни из самых сложных и интересных женских персонажей в истории телевидения. Мне нравится рассказывать истории. Я люблю свою работу и думаю, что мне очень повезло работать в золотой век телевидения.

Но если бы 20 лет назад, когда я начинала свою режиссерскую карьеру, мне сказали, что в 2014 году мы все еще будем говорить о недостатке рабочих мест для женщин-режиссерок, я бы не поверила. К сожалению, статистика осталась точно такой же, как в 1994 году: доля женщин-режиссерок на телевидении составляет 14%, в кино — мизерные 9%. Во многих областях достигнут большой прогресс, тем более глубокое разочарование вызывает тот факт, что наша индустрия не лидирует в этом вопросе.
В киношколах сейчас примерно поровну мужчин и женщин. Женщины также широко представлены на кинофестивалях и в независимом кино. Но что происходит с ними после того, как они снимут свой первый фильм или короткометражку? Куда они попадают? Определенно, им не дают тех же возможностей, что их коллегам-мужчинам.

Режиссура — нелегкий путь для всех. Но это также и не поле игры на равных. Мы часто слышим, что мужчина-режиссер, снявший прекрасный инди-фильм, немедленно получает предложение снять многобюджетный фильм по книге комиксов. С женщинами такое происходит редко, если не сказать никогда. Вот некоторые популярные оправдания:
«Мы однажды нанимали режиссерку, но это не сработало, так что мы не будем нанимать еще одну». Можете представить, что кто-то говорит: «Однажды мы уже нанимали мужчину-режиссера, он не справился, так что никаких больше мужиков»? Если одна женщина преуспеет, ещё одну примут в клуб. Если нет, ответственность каким-то образом ляжет на всех представительниц женского пола.
Или вот ещё: «Женщины не могут снимать боевики». ЧТО? Гендер не имеет никакого отношения к способности организовать съемки автомобильной погони, драки или взрыва грузовика! Это так же нелепо, как говорить, что мужчины не могут снимать сцены с эмоциями или героями.
И ещё одно: «Мы хотели нанять жещину-режиссерку, но ты и еще горстка постоянно работающих режиссерок были заняты, так что больше никого не было». Думаю, это самое нелепое оправдание и попытка сделать вид, что они пытались, хотя на самом деле нет.

Так что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию? Если вы работодатель, призываю вас рассматривать не только самые очевидные кандидатуры. Часто на телевидении новым режиисерам дает рекомендацию кто-то из действующей команды, но статистика показывает: нанимая режиссеров, студии, телесети и продакшн-компании повторяют одни и те же схемы, что делает перемены невозможными. На протяжении своей карьеры я снова и снова получала помощь от замечательных женщин и мужчин. Мужчины всё время поддерживают друг друга, и такая взаимопомощь среди женщин может создать условия для успеха.
Все в нашем деле когда-то получили свой шанс. Дайте шанс женщине, и будете вознаграждены. Таланты здесь, ждут. А если не получится, попробуйте ещё раз. Кино- и телеиндустрия не могут ждать ещё 20 лет.


* Лесли Линка Глаттер известна работой над сериалами «Твин Пикс», «Полиция Нью-Йорка», «Закон и порядок: Специальный корпус», «Девочки Гилмор», «Анатомия страсти», «Западное крыло», «Ищейка», «Скорая помощь», «Менталист», «Доктор Хаус», «Хорошая жена», «Настоящая кровь», «Родина».