Ижевск — 2000

Мой текст 2009 года, опубликованный в рубрике «Краеведение» на несуществующем ныне сайте и, кажется, не потерявший актуальности.

Ижевск
Однажды в букинистическом магазине мне в руки попала книга Е. Ф. Шумилова «Архитектура Ижевска», изданная в 1978 году. Самая интересная глава в ней начинается словами: «Нет смысла гадать о внешнем облике Ижевска в 2000 году. Здания, характер и местоположение которых уже предусмотрены современными градостроителями, могут быть выстроены будущими зодчими в непривычном для нас облике, так как архитектурные формы постоянно эволюционируют».
Нам тоже не приходится гадать о внешнем облике Ижевска ХХI века: достаточно оглянуться по сторонам, чтобы увидеть, какой прорыв совершило строительное искусство за прошедшие тридцать лет. Но давайте все-таки попробуем сравнить то, что должно было появиться в нашем городе, с тем, что есть на самом деле.

Начнем, пожалуй, с транспорта. «Интенсивное развитие получит, прежде всего, троллейбус и скоростные трамвайные линии. На самых напряженных транспортных узлах намечается строительство развязок в двух уровнях. Для того, чтобы разгрузить ул. Пушкинскую, предполагается устройство значительного по протяженности транспортного тоннеля под центральной площадью. Уже в ближайшие годы на напряженных магистралях начнется строительство подземных переходов», — пишет автор. Что ж, в 2009 году подземные переходы действительно уже есть.
Шумилов продолжает: «Подземная урбанизация Ижевска только зарождается, ей открываются большие перспективы еще и в силу своеобразного рельефа города. Под землю могут и должны уйти гаражи, склады, автоматические телефонные станции и некоторые предприятия службы быта».

Хорошо хоть, квартиры не планировалось перенести под землю. Для жилых домов приготовили другую передовую архитектурную находку: производственно-селитебные комплексы. Под этим приятным глазу и уху термином скрывается (цитирую по терминологическому словарю по строительству) «планировочный район города, пространственно объединяющий места приложения труда, жилища и отдыха». В переводе на наш язык это значит: завод, окруженный дешевыми панельными домами, а также обязательным Домом Культуры. Несложно заметить, именно таких районов в Ижевске достаточно.

А вот еще интересный прогноз: «Через 10-15 лет строители перейдут в район «Малиновой горы» и Вараксино. Там будут возводиться только жилые и общественные здания улучшенной планировки и повышенной этажности. Это позволит создать контрастный и выразительный по композиции «парадный фасад» западного берега пруда».
При желании каждый может сходить на набережную, чтобы освежить в памяти прекрасные виды «парадного фасада». А заодно и проверить, не сбылись ли прогнозы архитекторов конца 70-х гг. по «удалению с берега промышленных сооружений и складских зданий, невыразительных по архитектуре и неблагоприятных в санитарно-гигиеническом отношении; выведению из прибрежной зоны шлакоотвалов металлургического завода».

Насколько я знаю, ничего подобного ни в этом, ни в ближайшем годах не планируется. Зато к 2010 году на набережной совершенно точно появится прогулочно-велосипедная зона, «не хуже, чем в Ницце», — такое обещание дал А.А.Волков после позапрошлогоднего визита в знаменитый французский город.
Хорошо было бы отправить его в поездку в какой-нибудь другой город, в котором есть большой мост. Тогда, возможно, реализовался бы еще один план советских архитекторов. Цитирую по той же книге: «Исторически сложившаяся прямоугольная сетка улиц дополнится кольцевыми магистралями, идущими внутри и вокруг города. Через 15-20 лет одну из них, возможно, замкнет мост, который пересечет пруд в его самом узком месте близ Вараксино или Юровского мыса. Такое сооружение очень важно для улучшения транспортной схемы Ижевска»…

Понятно, что в том, что все эти планы так и остались только на бумаге, винить никого нельзя. В 1978 году сложно было предположить, как круто повернется политический, экономический и культурный курс страны, да и головокружительных прорывов в строительстве тоже не произошло. Жаль только что проблемы планировки и застройки города, которые были очевидными для специалистов уже 30 лет назад, до сих пор не решены, и даже приближающийся юбилей Ижевска не способен приблизить реализацию амбициозных планов градостроителей.